В 1980-м году знаменитая «Литературная газета» писала: «В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель». Да, тогда эта посуда должна была быть практически в каждом доме, украшая его. Гжель дарили, коллекционировали, она стала частью русского чаепития.
Удивительно, как эта посуда (расписанная кобальтом) не так давно — всего лишь после войны, когда возрождали народные промыслы и художники выбирали какой она будет (ведь до революции гжель была и цветной и даже «дворцовой» — тонкостенным фарфором, фарфором Кузнецовских фабрик), настолько вошла в нашу жизнь, что мы уверены именно такой гжель была исторически и все эти розы — изначальное умение «писарих» (так называли художниц гжели).
Показать, что гжель бывает разная, очень современная и прекрасно вписывается в «новый русский культурный код» должна уникальная коллаборация фабрики с брендом по производству изделий из кожи «Верфь». Бренд «Верфь» на своем производстве в Петербурге создаёт продуманные кожаные аксессуары, чествуя морские традиции и культуру города. Начиная, как марка для тех, кто любит море, яхтенный спорт, путешествия, бренд органично перешел в разряд любимых для модниц обеих столиц. Эти сумки носят и светские львицы и бизнес-вумен (моя подруга-риэлтор, заключающая многомиллионные сделки в евро, приходит на встречи с рюкзаком от «Верфь», а еще собирает коллекцию их сумок).
Лимоны и брусника
Известные модницы столицы встретились в Гранд-кафе «Dr. Живаго» на Моховой — в самом центре мегаполиса, чтобы увидеть новые творения от Верфь, созданные в рамках коллаборации и расписанные вручную мастерами гжельской фабрики. Русская кухня и атмосфера места, как нельзя лучше подходили для презентации уникальной коллекции. Каждая из сумок неповторима и уникальна и олицетворяет и ручной труд (сумки Верфь «собираются» вручную) и творчество. Это не вещи «на поток», а предмет коллекционирования. В них соединилось качество популярных моделей «Верфь» и традиции «Гжельского фарфорового завода», который с 1818 года, когда им руководил Яков Кузнецов создает собственную национальную традицию цветной гжельской керамики.
Московские модницы увлеченно разбирали красивые сумочки и позировали с ними для фотографа Михаила Вильчука, а также обсуждали, на какие светские мероприятия отправятся с ними и отмечали сходство «лимонов» росписи и с сицилийской традицией, но при этом и собственные черты.
Встреча стала еще и познавательной — представитель гжельского завода подготовила для гостей лекцию об истории и значении промысла в русской культуре. Это и кувшины голосники (размещаемые в стенах храмов для усиления акустики и облегчения строительства). Это и знаменитая гжельская майолика, элементы храма Василия Блаженного, «царские сервизы» и, конечно же, современная гжель, к которой причастны уже известные дизайнеры. Гжель на самом деле разносторонняя, яркая, завод живет и развивается, ждет гостей на мастер-классы.
В коллекцию вошло множество популярных моделей, так что выбрать что-то не составит труда. Если Вы присматривались к определенным сумкам, это прекрасный повод сделать наконец выбор. В коллаборации представлены: сумка Shell, рюкзак Dolphin, тоут Laguna, кросс-боди Hobo, сумка Tote Mini, сумка Torba Mini, клатч Breeze, сумка для телефона Flipper, кошелёк Smart. Каждое изделие — это искусство ручной работы и неповторимый дизайн, которые переносят нас в мир традиций и живописности русской культуры.