Русский авангард — в новом веке и новом свете

0 11 785

Март и апрель в Москве — традиционно активные месяцы в сфере современного искусства. В Гостином дворе проходят самые крупные события, а художники стараются приурочить и собственные выставки и перформансы к приезду крупных галеристов, кураторов и «маршанов» (арт-дилеров).

Новые русские имена 

Россия до революции и после нее однозначно стала одним из двигателей авангардного искусства. Много объединений, искавших новые формы, много «одиночек» и поиска техник на грани сразу нескольких искусств. Именно поэтому российский авангард так ценится и в своей стране и за границей, сейчас интерес к этому направлению также не ослабевает.

С 9 по 28 апреля в Галерее FineArt на Винзаводе пройдет персональная выставка картин Юрия Уляшева «Трэш-авангард». На выставке будет впервые представлена уникальная серия картин «Родом из детства», где происходит переосмысление традиций русского авангарда и супрематизма через соединение со знакомыми с детства образами поп-культуры. Перед выставкой мы смогли встретиться с автором лично и даже провести небольшое интервью.

-Юрий, для многих Ваш талант художника и одновременно «бизнес-гуру» раскрылся в иллюстрированной книге ЕМВА.Сколково.Фундамент. Это же уникальное наглядное пособие! 

— Да, я и сам выпускник 28-й программы EMBA, собственноручно фиксировал основные бенчмарки — ориентиры для бизнеса, о которых говорили всемирно известные профессора — практики, и сопровождал их красочными иллюстрациями. Книга оказалась очень востребованной и популярной именно за счет «веселой наглядности». В ней одновременно и практикум и арт-альбом, читать не скучно, материал максимально удобно изложен. А еще топ-менеджеры и руководители стали дарить ее друг другу, а собственники «читать на ночь». Именно такого эффекта я и добивался. Синергия бизнеса и искусства, плюс максимальная польза.

— Ваша серия «Родом из детства» нравится и детям и взрослым, как же пришла идея интегрировать в картины мультипликационных героев? 

-Эта серия про добро, про тех, кто радует нас, кто нас защищает, про самые светлые детские воспоминания. То время, когда все мы были счастливы. Это и супермен и Шрек, Чебурашка и Волк из «Ну, погоди!». Даже если они сперва кажутся персонажами неоднозначными, то потом мы понимаем, что они несут добро, в них есть та самая философия помощи и добра. Если говорить о формах, то можно заметить, что герои не просто «цитируются» в картине (и используются их образы), а в самой геометрии, в элементах можно тоже найти зашифрованные силуэты. Вот «повторение» образа Чебурашки из сфер, вот очертания головы Шрека.  И да, хоть он и страшный огр, он добрый, не пугающий, мы все знаем, что он придет на помощь, спасет и друзей и принцессу и вообще очень семейный и любящий персонаж.

-Мне кажется Ваша любовь к творчеству зародилась не просто так, позволю забежать вперед и сказать, насколько приятно было услышать воспоминания о Вашей бабушке художнице. 

-Для меня это лучшие воспоминания детства. Моя бабушка Лысенко Надежда Максимовна, всю жизнь проработала профессиональным художником, была художником-монументалистом (а это портреты «вождей» размером с 9-этажный дом или лозунги, которые надо было растянуть на всей территории огромного завода-города). На заводе и располагалась ее мастерская, где я любил играть, рисовать. И да, шалил, конечно же — пририсовывал вождям усы, или что-то «подправлял». Потому бабушка ругалась, но всегда прощала. Именно там, я смотрел, как работают в различных техниках, как смешивают краски, как важно освещение и работа в студии, собственная манера письма.

— Я знаю, что у Вас несколько мастерских и несмотря на загруженность, Вы стараетесь каждую свободную минуту отдавать творчеству. 

-Конечно, поэтому мастерских у меня четыре — в городе, в офисе, на даче. Вообще моя мечта полностью отойти от бизнеса и посвятить себя творчеству, сделать это основным своим занятием. Сейчас целенаправленно к этому иду.

-Кто Ваши кумиры в художественном плане? На кого равняетесь? 

-Обожаю российских авангардистов, они во многом опережали свое время. Это и Василий Кандинский и самый загадочный русский авангардист Павел Филонов.

Сейчас возвращается интерес к утраченному (к сожалению, многие авангардисты не были признаны официальным искусством и на долгие годы находились «как бы поодаль», сейчас мы возвращаем себе многие имена, а выставки в музее Русского импрессионизма и в других культурных институциях собирают огромное количество людей. Это говорит о том, что запрос на подобное искусство есть и не ослабевает. А современные авторы могут дать новое направление и новые течения.

-Какой девиз для Вас характерен, что бы Вы посоветовали зрителям новой выставки? 

-Оптимизм наше все! Я очень жизнерадостный и неунывающий человек и надеюсь это видно и по моим работам. Искусство должно нести радость, вносить яркие краски в нашу жизнь и интерьеры.

Кстати, авангардные картины — это очень «интерьерная история». Они не просто выполняют роль цветового пятна, они собирают интерьер воедино, добавляют ему динамики, полета, творческой мысли, делают его не статичным, а динамичным.

-Многие видят в Ваших работах геометрию, как отсылки к искусству 1920-х-1930-х годов…

— Российское искусство того времени (первые годы после революции), конечно же немыслимо без четких линий, это был отказ от академизма в живописи, торжество формы и содержания, но при этом без шаблонности. Художники пробовали новое, произошло во-многом слияние архитектуры и живописи. Башня Татлина, интерьеры Родченко — произошло проникновение авангарда во все сферы. Мы не «цитируем» этот опыт, а лишь ищем собственную другую геометрию, дополняем ее цветом. Кто-то видит в моих работах отсылки к супрематизму, но если присмотреться — это совершенно самобытное сочетание геометрических, но связанных динамикой форм и цвета, отражающего идею, идеально подходящего выбранному герою. Шрек — оттенки «болота», иллюзия стадиона и погони с героями  «Ну, погоди!». Если присмотреться, то можно понять, что и цвет и форма в картинах взаимосвязаны и неотделимы.

Спасибо за такую творческую беседу, будем рады увидеться на выставке! 

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.