Фонд «Белый ирис» спасает уникальные храмы

В 1914 году (в год Первой Мировой войны) на территории России действовало почти 36000 храмов. После революции их взрывали, разваливали тракторами (да было и такое), разбирали на стройматериалы или приспосабливали под нужды нового государства, попутно уничтожая живопись, элементы убранства и перестраивая. Часть и вовсе оказывалась заброшенной.

0 9 923

Некоторые храмы восстанавливают, но большинство из них медленно разрушается. 90-е годы также стали одним из факторов, ускоряющих смерть как уникальных усадеб (о чем мы уже писали), так и храмов. Колхозы исчезают, деревни стоят вымершими, а храмы и так находившиеся в аварийном состоянии ветшают еще больше.

Привлечь внимание к этой проблеме и сохранить уникальное архитектурное наследие пытаются неравнодушные люди. В рамках программ по сохранению самобытного богатства провел свой пресс-тур по Тверской области благотворительный фонд «Белый Ирис». Пресс тур состоялся в рамках проекта «Шедевры русского села» при поддержке Фонда президентских грантов и турагентства «Русский путешественник» .

Это не обычный туризм, а дань уникальному наследию архитектора Н.А.Львова, который подарил множество жемчужин Тверской области: усадьбу Знаменское-Раек, часть музея-заповедника Василево. Торжок и окрестности благодаря таланту этого «палладианца» получили свои архитектурные шедевры.

 

Об архитекторе 

В творческой биографии Николая Львова более восьмидесяти построек.Значительная их часть находится на его родине в Новоторжском уезде Тверской губернии. Это и усадьба в имении Черенчицы, часовня в центре Торжка, церкви в селах.
Были у него и свои особые авторские метки — двойной купол, напоминающий о куполе Пантеона в Риме, любовь к колоннадам, четкое проектирование, а также строгость (Львов не любил слишком изысканных украшений внутри, его соборы «скупы» на внешний лоск, но зато напоминают о том, что душа должна стремиться ввысь.

Как сохранить наследие Львова?
Что нужно для того, чтобы храм жил? Прежде всего необходимо остановить разрушение. На этом уже несколько лет специализируется фонд «Белый ирис». Необходимо покрыть крышу, обеспечить защиту от осадков и от проникновения (через окна и двери), ведь не все приходят с добрыми намерениями.
Также важно найти неравнодушных людей и волонтеров и рассказать о храме как можно большему числу людей. Волонтеры приезжают и даже живут около подобных храмов, расчищают территорию, косят траву, открывая храм, убирают сухостой, который может разрушить постройки, укрепляют и обследуют. Все под присмотром специалистов-строителей и архитекторов.
А сами архитекторы создают проект реконструкции, обмеряют храм, ищут документы. Все, чтобы когда придет время храм можно было вернуть к первозданному виду, а также доказать его уникальность и необходимость защиты подобных архитектурных и религиозных жемчужин нашей страны.

Храм просил защиты 

У зданий нет языка, они не могут попросить о помощи. Это за них должны делать архитекторы. Храму святых апостолов Петра и Павла в деревне Переслегино (уникальному храму, повторяющему частично Могилевский собор, который строил архитектор Н.А.Львов) повезло.  В 2021 году его «взяли под защиту» фонда. Он стремительно разрушался и являл удручающее зрелище, а сейчас можно уже с оптимизмом смотреть в будущее и как сказал на состоявшемся у храма молебне отец Александр «Будем молиться о том, что службы возобновятся в этом храме и благодать осенит округу».

Храм был возведен в 1803 году по проекту Львова на месте ветхой деревянной церкви на средства прихожан и местного помещика Марка Полторацкого (заканчивала постройку его вдова). В здании – три входа, которые украшены колоннами. Центральную часть храма венчает барабан, в нем прорезаны 12 круглых окон. Свод нижнего купола декорирован под кессоны. По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и по просьбе настоятеля храма иерея Александра Рабцуна  фонд  «Белый ирис» взял уникальный храм под свою опеку и сейчас к нему уже приезжают группы путешественников, на месте работают волонтеры, храм рисуют художники. 
Будем верить и надеяться, что в дальнейшем увидим его в том виде, в каком его задумывал архитектор Львов — это особенно знаково в год юбилея этого творца, родившегося в 1753 году и ставшего одним из проводников классицизма не только в столицах, но и в Тверской губернии.  

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.